Как только родитель узнает о рождении ребенка, ему необходимо отследить появившиеся у него в этот момент чувства и мысли, и постоянно отмечать, что с ним происходит дальше. Это наблюдение должно присутствовать во время всей беременности, родов и дальнейшего роста ребенка. Когда ребенок рождается, он представляет собой чистое сознание. Первое его осознание возникает в момент родов: происходит отделенность от матери. Он был общим со Вселенной, с матерью, и вдруг произошло разделение. Этот момент называется первой и самой болезненной травмой, которая будет сопровождать его всю жизнь до тех пор, пока он снова не сможет вернуться к своему глубокому источнику, преодолеть внутреннее разделение, и тем самым прикоснуться к божественному. Ребенок долгое время впитывает и принимает все, что ему дается, будучи не оценивающим и не судящим. Он воспринимает окружающую его среду как данность, не зная хорошо это или плохо. Со временем он принимает суждения окружающих его людей, как свои. Ему говорят, что он красивый или уродливый, умный или глупый, ленивый или трудолюбивый. Взгляд описывающего его взрослого создает его осознанность. Если все видят его лень, но никто не замечает усердия, то он осознает себя как ленивого. Если все видят только его внешность, не обращая внимание на таланты, то и он видит себя как красивого человека, которому не очень важны способности. Видение его окружающими является его видением и осознанием самого себя. Именно поэтому ребенку всегда так важен мудрый проницательный взрослый. Если он будет рядом, малышу очень повезет, так как его взгляд откроет скрытые для многих его качества и возможности. Это относится ко всему: в спорте очень важно наличие рядом сильного тренера, чтобы показать заложенный потенциал, в учебе — грамотного учителя, который увидит особые способности к математике или физике, в семье — внимательного родителя, умеющего открыть ребенку его внутренний мир.
Осознание всегда приходит через знания и опыт. Животное абсолютно счастливо в своей невинности, но ничего не знает об этом. Человек может прийти к ощущению такого же счастья, как и животное, но при этом осознать его, что сделает его причастным как к земному, так и божественному уровню. Он познаёт окружающий мир, будучи экстравертом, и возвращается внутрь, становясь интровертом. Через оценки окружающих и наблюдение он понимает кем на самом деле является. Чтобы осознать себя, он обращается в первую очередь к той информации которую ему дали родители и другие взрослые. Если ему говорят, что он глупый, то он так себя и воспринимает. Чтобы найти умного в себе, ему придется проделать целый путь, чтобы понять где спрятано это качество. Если же кто-то ему лжет, специально или нет, говоря о несуществующих свойствах его характера, то ему надо будет приподнять всю паутину лжи, чтобы понять что это не так. Ему придется осознать ложь вокруг него, а потом увидеть какой он есть на самом деле. Поэтому помимо проницательности, ребенку очень важна честность. Если бы взрослые умели говорить честно и прямо, то ребенку было намного проще понять кто он. Тогда, если бы он чувствовал, что он не такой, как о нем говорят, то мог просто сказать: «Это не так!», но если ему врут или скрывают, что хотят сказать на самом деле, то в его самовосприятии присутствует ощущение тумана, и он не понимает, что с ним происходит. Осознать этот туман обычно очень сложно, так что намного лучше если взрослый скажет, что ничего не смыслит в психологии и не претендует на всеобъемлющее знание о своем ребенке, чем заявит, что знает о нем все. Если его видение однобоко, а ребенок ему доверяет (а именно так обычно и происходит), то он так ограничено и будет видеть себя через эту призму. И это будет мешать ему в дальнейшем развитии.
Поэтому все родители и учителя должны всегда помнить важную вещь: все, что они видят в ребенке, будет его самосознанием. Когда его видят все время виноватым, он тоже чувствует себя виноватым, когда постоянно замечают его стыд, то он будет видеть себя стеснительным, когда всегда говорят, что у него жесткое сердце, то он тоже будет ощущать в себе жесткое сердце. Не надо скрывать его плохие качества, но необходимо показать все, что в нем есть. Не оценивая, не осуждая, но называя все, что есть в нем, ребенку будет дана возможность осознавать себя разным: хорошим и плохим, умным и глупым, щедрым и скупым, красивым и уродливым. Через это осознание он сможет увидеть себя целостным, понять, что в нем находится вся Вселенная со всеми ее достоинствами и недостатками, и таким образом прийти к ощущению абсолютного счастья, не связанного ни с какими внешними или внутренними причинами и обстоятельствами.Человек должен стремиться именно к такому обучению. Тогда вечные заповеди перестанут быть просто знанием. «Не обмани» не будет лишь занудным ворчанием родителей, но пониманием, что обман всегда тянет за собой следующее вранье. «Не убей» не будет только страхом наказания, но осознанием, что преступление ведет к вырождению рода, породившего убийцу. «Не завидуй» перестанет быть нехорошим человеческим качеством, из-за которого не будут любить, но видением, что оно мешает жить полной жизнью в первую очередь испытывающему это чувство.