Важно оговорить, что далеко не всё, что мы считаем «своей» правдой, взглядом и мнением — является корректной и конструктивной. Понятие «корректности» — это очень объемное значение и следование минимальным этическим требованиям:
- критиковать нужно с максимальным уважением к оппоненту;
- войти в положение и понимать реальную ситуацию человека напротив;
- факт обнаружения некоего недостатка в другом — ещё не повод для критики;
- вы в начале спрашиваете у апонента: есть ли у него необходимость и желание услышать ваше мнение по этому поводу;
- следует критиковать там, где это уместно, предполагая, что вас воспримут адекватно и смогут поддержать разговор на достойном уровне;
- присутствуют ли другие люди, которые могут как-то повлиять на ваше общение или что-то услышать;
- являетесь ли вы сами экспертом данного вопроса;
- характеристика «вовремя» — это когда есть благоприятное время, возможность и эмоциональное состояние человека напротив;
- быть спокойным и уравновешенным;
- не переносите недостатки на самого человека в целом, используйте образные и метафорические формы общения;
- уметь остановиться, не переспрашивать и прекратить, если человек не хочет вас слушать.
Перед тем как начинать критиковать, нужно всегда постараться в начале отметить все достоинства, а лучший вид корректной критики — это возможность использовать только вопросы, открытые для размышления. Критиковать нужно, тщательно продумывая свои аргументы, а не эмоционально реагируя на любые слова или личные качества оппонента.
ПОМНИТЕ! Вы всегда имеете право вежливо отказаться выслушивать критику от любого человека, указав ему на использование недопустимого в ваш адрес лексики, времени, места и аргументов.