Вот ряд способов, как «милые люди», могут вас провоцировать на потерю энергии, которая происходит через основные энергетические центры. Важно не только это знать, но отслеживать и прекращать втягиваться в провокации:
- Наводить порядок за другого человека.
- Не дать довести начатое дело до конца, закончить высказывание.
- Доделывать дела за других людей по своей инициативе.
- Демонстрация законченных дел, требующих большого количества времени, фотографии построенного дома, отдыха, машин, предметов роскоши.
- Закатывать истерику.
- Показать отсутствие удовольствия «И это все, что ты можешь?».
- Увеличить скорость, суета: «Давай быстренько, быстренько заканчивай».
- Извиниться за то, что не понял анекдота: «Когда смеяться-то?»
- Действия без просьбы и согласия в отношении человека: «Пей давай», «Иди и делай».
- Сравнить человека с кем-нибудь другим, у кого получается хуже, с результатами и деньгами: «Да у меня гораздо лучше получается».
- Ненормативная лексика, грубость, мат, приказная форма.
- Сделать что-то, вместо другого: «Я сам сделаю».
- Оплата счетов финансовых без договоренностей: «Я заплачу».
- Демонстрация богатства: «У меня целый чемодан денег».
- Демонстрация связей, социальный статус: «Да я с президентом вчера ужинал».
- Навязчивость при общении.
- Игнорирование чужого мнения, перебивание.
- Требование подтверждения: «Ты точно этого хочешь? А оно тебе надо».
- Опережающие действия попросить что-то сделать, а затем начать делать, это самому.
- Вопрос с отсутствием выбора действия.
- Наказание инициативы, например при выборе решения.
- Запрет на выбор чего-либо без объяснений.
- Перехват инициативы сделать то, что поручено другому.
- Вызвать чувство вины — «У всех дети заботливые, а у нас …».
- Безразличие к подарку, оказанному вниманию, подаренные цветы тут же переподарить.
- Вызвать жалость: «Помогите люди добрые, кушать нечего уже месяц».
- Разорвать специально на время общение.
- Напоминать о своем сердечном отношении: «Помнишь, я тебе дарил».
- Демонстративно уйти с выступления.
- Манерность речи, намеренные ошибки в речи, пародия.
- Негативная оценка творчества: «Ты считаешь, что это стихи?».
- Подмечать не гармоничности, например, негативная оценка внешнего вида.
- Уличить в плагиате.
- Требовать выполнения директив, без осмысления и мотивации.
- Решать задачи за другого человека, подгонять ответ.
- Сравнение с другим «более умным».
- Проявление избыточной эрудиции, умничанье.
- Критика интеллекта и способов мышления: «Какой дурак это написал?»
- Хвалить только за то, что совпадает с «правильным» моим мнением.
Поэтому тем, кто подвергается эмоциональному шантажу, так трудно реагировать трезво и разумно. Манипулятор играет на устойчивых представлениях, которые нам диктует общество и семья, чтобы вызвать у жертвы различные чувства ущербности.
Чувство вины, которое манипулятор внушает своей жертве, ставит под удар ее позитивную самооценку. Пренебрежение, эгоизм, несправедливость, предательство – все это чувствительные точки, на которые мы реагируем особенно остро. Часто довольно лишь намека и мы уже в сетях…